Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе МБОУ «СОШ №84»
«Метод проектов, как развитие познавательных умений обучающихся с ОВЗ, обучение их умению конструировать свои знания»
Кудряшова Вероника Николаевна
учитель информатики и ИКТ
В нашей школе в качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, организовано и осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В процессе обучения нужно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
К ним относятся:
1. Преодоление трудностей в развитии внимания.
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
При организации режима урока в инклюзивном классе придерживаюсь следующих требований:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм.
2. Каждое задание, которое предлагается, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
3. Урок в инклюзивном классе, должен проходить с большим количеством использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие
только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование
заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
5. Оценка:
- необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое;
- быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов;
- использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
В своей работе, чтобы развить познавательные умения обучающихся с ОВЗ, широко применяю метод-проектов.
Проектная деятельность, как показывает практика, повышает интерес к изучаемому предмету и является одним из факторов формирования позитивной мотивации обучающегося. Также проектная деятельность позволяет создать ситуацию успеха для ребенка с ОВЗ, привлечь его к коммуникации, ощутить частью коллектива.
Выполнение проектов в рамках учебной деятельности позволяет так же обучающимся с ограниченными возможностями здоровья принимать участие в конкурсах различного уровня.
Проектная деятельность даёт возможность обучающемуся с ОВЗ проявить свои способности в различных отраслях знаний.
Вместе с учителем ребёнок выбирает интересующую его тему проекта. Темы могут быть самыми разнообразными.
План реализации выбранной темы может быть следующим:
-постановка целей и задач;
- составление плана работы над проектом;
- самостоятельная работа обучающегося над проектом, консультации руководителя;
- контроль промежуточных результатов;
- оформление проекта;
- защита проекта;
- подведение итогов.
План работы над проектом составляется вместе с руководителем. В процессе самостоятельной работы над проектом, если у обучающегося с ОВЗвозникают вопросы, он может связаться с преподавателем в любое время и любым, удобным для него, способом:
- Skype;
- электронная почта;
- форум на школьном сайте.
Результаты проектной деятельности учащийся оформляет в виде мультимедийного продукта.
Для создания, оформления и защиты проекта могут использоваться следующие программы и приложения: текстовый и табличный процессоры; графический и музыкальный редакторы; приложения для создания презентаций; программы, позволяющие создавать интерактивные мультимедийные объекты и управлять ими. Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества.
Работа над проектом:
- способствует развитию памяти и мышления обучающегося;
-формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность;
- ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем?
А самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах.
Из детей нашей школы, обучающихся дистанционно на дому, ученица Исакова Алиса 6 «Б» класса попробовала свои силы в проектной деятельности. Алиса представила очно работу: “Роботы-помощники» на областной конкурс проектных исследовательских работ участников «Мир начинается с меня» и заняла I место.
Таким образом, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей с ОВЗ самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Проект «Роботы-помощники». Исакова Алиса. 6»Б» класс.
Цель: Выявить значимость робота-помощника для человека.
Задачи:
-освоить элементарные приемы исследовательской деятельности;
- изучить и сравнить предназначение роботов и человека;
-в кто сильнее, умнее, совершенней, робот или человек;
-научиться работать с литературой.
I. Введение: Слово «робот» произошло от словацкого «robota», что обозначает главную задачу роботов: помогать человеку делать тяжелую и опасную для здоровья работу.
II. Типы роботов
- андроид – современные человекоподобные роботв;
- промышленные роботы;
- Работы в быту, сфера обслуживания;
- Работы в быту, сфера обслуживания;
- Робот - космонавт;
- Боевой робот;
III. Сравнение функции робота и человека:
Таблица «Различие робота и человека»
Таблица «Сходство робота и человека»
IV. Вывод:
Роботы появились не сами, их придумал Человек для облегчения своего труда. Значит человек умнее, совершенней роботов, у него больше ресурсов, .он делает машины под себя.
Таким образом, используемый метод-проектов создаёт такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у обучающегося появляется механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современном обществе.
|