- Общие положения
1.1.Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в образовательных организациях Томской области, улучшения имиджа образовательных организаций, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри образовательной организации, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
1.2. Кодекс разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
1.3. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.
1.4. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности обучающихся, педагогических работников и сотрудников образовательной организации, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношение друг к другу и к окружающим, этические аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование образовательной организации.
1.5. Образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
1.6. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных педагогических работников, администрации, так и структурных подразделений (Совета школы, методического объединения и др.) образовательной организации. Изменения и дополнения положений Кодекса принимаются на педагогическом совете или общем собрании коллектива.
1.7. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников).
1.8. Нормами Кодекса педагогических работников руководствуются все сотрудники образовательной организации, работающие с обучающимися.
2. Применение Кодекса
2.1. Настоящий Кодекс определяет базовые параметры профессиональной этики образовательного сообщества и общую направленность правил поведения, а также носит предписывающий характер.
2.2. Положения Кодекса применяются для определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, реагирования на такие ситуации, указания на неприемлемые формы поведения.
2.3. Положения Кодекса могут быть детализированы в корпоративных кодексах образовательных организаций.
2.4. Условия соблюдения Кодекса могут быть включены в Устав и типовые договоры образовательных организаций.
2.5. Соответствие профессиональной деятельности педагогических работников положениям Кодекса уместно рассматривать как один из критериев их профессиональной аттестации и производственного стимулирования.
2.6. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
- Основные нормы
3.1. Личность педагогического работника
3.1.1. Профессиональная этика педагогического работника требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – обучение и воспитание подрастающего поколения.
3.1.2. Для педагогического работника необходимо непрерывное образование. Он занимается своим самообразованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
3.2.3. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.1.4. Педагогический работник несет ответственность:
- за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту обучающихся и воспитанников;
- за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
3.1.5. Педагогическому работнику следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата и авторитета организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.1.6. Педагогический работник исключает действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
3.1.7. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
3.1.8. Педагогический работник должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
3.1.9. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
3.1.10. Педагогический работник постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи отсутствуют ругательства, вульгаризмы, грубые и оскорбительные фразы.
3.2. Общение педагогического работника с обучающимся и воспитанниками
3.2.1. Педагогический работник сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися и воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
3.2.2. В первую очередь педагогический работник должен быть требователен к себе. Требовательность педагогического работника по отношению к обучающимся и воспитанникам позитивна и хорошо обоснованна. Педагогический работник должен сохранять самообладание и иметь чувство меры.
3.2.4. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в обучающихся и воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.2.5. Педагогический работник является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся и воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося и воспитанников оценочные решения, педагогический работник должен исправить свою ошибку.
3.2.6. При оценке достижений обучающихся и воспитанников педагогический работник стремится к объективности и справедливости, укреплению их самоуважения и веры в свои силы, показывает им возможности совершенствования, повышает мотивацию обучения.
3.2.7. Педагогическому работнику запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимися и воспитанниками информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.2.8. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся и воспитанников. Он не имеет права навязывать обучающимся и воспитанникам свои взгляды.
3.3. Этическая ответственность педагогического работника в отношении коллег
3.3.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает свой авторитет и авторитет своих коллег.
3.3.2. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
3.3.3. В образовательных организациях не должно быть места клевете и оскорблениям. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, должна быть обоснованной, а замечания – тактичными.
3.4. Отношения с родителями (законными представителями)
обучающихся и воспитанников
3.4.1. Педагогический работник консультирует родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями (законными представителями) и детьми.
3.4.2. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) – о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогическому работнику упомянутое мнение.
3.4.3. Отношения педагогических работников с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся и воспитанников.
3.4.4. На отношения педагогических работников с обучающимися и воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) образовательной организации.
3.5. Академическая свобода и свобода слова
3.5.1. Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.5.2. При отборе и передаче информации обучающимся и воспитанникам педагогический работник соблюдает принципы законности и объективности. Тенденциозное искажение информации или изменение авторства недопустимо.
3.5.3. Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной деятельности и методы обучения.
3.5.4. Педагогический работник не имеет право обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
Принят на VI Съезде учителей Томской области
28 марта 2014 года, г. Томск
|